В Фэншуй ведутся споры: где и как правильно замерять Ци — особенно если дверь искажает показания Лопаня.

Я, Светлана Толмацкая, делюсь своим подходом — логичным, классическим и проверенным в реальной практике.
Это не догма, а рабочее решение, которое даёт результат.

Как замерять Ци в Фэншуй:

логика, классика и практика

Проблема: металлические двери и искажения Лопаня

Современные двери в домах часто выполнены из некачественного железа, которое подвержено намагничиванию и искажает показания Лопаня. В практике наблюдаются случаи, когда в зависимости от точки замера двери, разница в градусах может быть нестабильной, что приводит к ошибке в построении карты Летящих Звёзд.

Что говорит классика: тексты и древние трактаты

В классических источниках, таких как «Яньчжай Сыцзин» (陽宅三要 / Три основы Яньчжая) и «Луаньто Цзинь» (鸞頭經) указано:
«Замер следует производить в точке, через которую в дом поступает Ци.»
Но там не указано, что это должно быть именно полотно двери.
Важно: В древности металлические двери с сильным магнитным фоном не использовались, и, следовательно, трактаты не могли учитывать искажения Ци от намагниченного железа.

Подход современных мастеров

Современные мастера международного уровня, включая Рэймонда Ло, Джозефа Ю, Лилиан Ту, Ховарда Чоя, придерживаются практики:
  • Если дверь искажает замер, следует открыть дверь и замерить в проёме, где воздействие железа минимально.
  • Либо провести замеры в отдалении (1–1.5 м) и найти средний истинный показатель.
  • Цель замера: найти градус, который отражает Ци потока, а не механически искажённый угол.

Подход Гранд мастера Джоуи Япа

Гранд Мастер Джоуи Яп (Joey Yap) в своих официальных материалах подчёркивает:
  • Замер лучше делать снаружи двери, отступив 1–2 фута (30–60 см), так как это минимизирует искажения от металла и позволяет зафиксировать Ци входа.

Подход Гранд мастера Яп Чен Хая

Гранд Мастер Яп Чем Хай (Yap Cheng Hai) официально не публиковал методику по замерам у дверей, но по его методике (переданной ученикам) известно:
  • Замер должен быть стабилен и повторяем, при сильных колебаниях — замер переносится от двери.
  • Цель замера — реальная Ци, а не механическая точка.

Подход мастеров Европы и Азии

  • Доктор Манфред Кубни (Германия), исследователь китайской культуры, подчёркивает, что точность измерений и их повторяемость важнее, чем строгость позиции.
  • Петра Коль-Эспозито (Германия), сертифицированный мастер, рекомендует многократные замеры в проёме при искажениях и привержена практике коррекции по реальной Ци.
  • Мастер Дерек Уолтерс (Великобритания) в своих работах указывает на важность адаптации классических методов в условиях современного строительства.
  • Мастер Инна Волкова (Киев) подтверждает, неверность использования замера по искаженной Ци от металлических дверей.

О подходе Гранд мастера Фрэнсиса Леяу (в изложении Оксаны Сахрановой) при замерах у металлической двери

Мастер Фрэнсис Леяу (Francis Leyau) — выдающийся представитель школы Сань Юань, ученик Мастера Суй Бенга и преемник знаний Гранд Мастера Тан Янг Ву.

Согласно методике, принятой в школе мастера Фрэнсиса Леяу, замер Лопанем выполняется в центре полотна входной двери, на высоте примерно 1 метр от пола, максимально близко к двери.

Если стрелка колеблется, рекомендуется:
  • Провести несколько замеров (обычно от 3 до 5).
  • Зафиксировать наиболее устойчивое значение.
  • Не менять точку замера, даже при магнитных отклонениях.
«Даже если стрелка колеблется, нужно зафиксировать её в точке, где Ци входит в дом" — основной принцип, описанный в методике.
В тексте отсутствуют указания на изменение точки замера, использование замера в проёме или анализ событийности при искажениях. Методика следует принципу: ориентир — именно та точка, где энергия входит в дом, независимо от поведения стрелки Лопаня.

Однако в период активной практики Леяу (1970−1990-е) массовых металлических дверей с сильными искажениями не было. И его методика не содержит прямых инструкций по учёту намагниченных дверей.

Почему я не могу согласиться с методикой замера Лопанем по школе мастера Фрэнсиса Леяу

Методика мастера Фрэнсиса Леяу, переданная в том числе через преподавание Оксаны Сарановой, предписывает производить замер Лопанем в точке 1 метр от пола по центру двери, даже в случае искажения стрелки. Именно эта точка считается «входом Ци» и единственно верной для построения карты Летящих Звёзд.

Однако в моей многолетней практике этот подход вызывает серьёзные сомнения, со всем уважением к Мастеру Ф. Леяу и О. Сахрановой.

Что происходит на практике с металлическими дверями

На практике с металлическими дверями я многократно наблюдала следующее:
  • Замер Лопанем в «стандартной» точке (1 метр от пола, центр двери) даёт одно значение.
  • Но стоит сместить компас всего на 1−2 мм — вверх, вниз, вправо или влево — и градус резко меняется.
  • Разница может быть не просто в 1−2 градуса, а до 10, 30, 60, а иногда даже 180 градусов.

То есть практически каждая точка на поверхности двери показывает своё значение, и ни одно из них нельзя назвать устойчивым.

Теперь представим, что мы принимаем одно конкретное значение — например, измеренное «по методике» (1 м от пола, центр полотна) — за истинное направление входа Ци.

Но что делать, если:
  • Этот градус сильно отличается от замера в проёме (на десятки градусов)?
  • И даёт карту Летящих Звёзд, которая никак не подтверждается по событиям жильцов?
Например:
  • По замеру на двери — фасад в секторе В-2.
  • По замеру в проёме и направлению сторон света — С-1.
  • Карта ЛЗ по В-2 не «работает" — события не соответствуют расчётам.
  • А по С-1 — полное совпадение с реальной жизнью клиентов.

Но и это ещё не всё.

Такой замер меняется со временем

Даже если принять «методическую» точку за верную — возникает ещё одна серьёзная проблема:
Магнитное искажение нестабильно. Оно изменяется со временем.
Я делала точную метку карандашом в выбранной точке замера. Но уже через 3−6 месяцев (а иногда и раньше) — при повторном замере — градус оказывался другим. Иногда с переходом в другую карту Летящих Звёзд.

Это означает:
  • Что — ранее построенная карта теряет актуальность.
  • Анализ и рекомендации, сделанные на её основе — становятся ошибочными.
  • А весь аудит — недостоверным и потенциально вредным.
Что, по моему мнению недопустимо.

Мой метод замера двери

Я придерживаюсь логики, проверенной на практике и событийности клиентов. Фэншуй — это не про догму, а про умение читать Ци, опираясь на здравый смысл и реальные параметры пространства. И если метод не соответсвует реальности — его стоит адаптировать.

Поэтому я:
  • Использую замер в проёме или цифровой анализ фасада, что соответсвует сторонам света.
  • Сверяю построенную карту с событийностью жильцов.
Это дает мне уверенность в правильно сделанном анализе.

Подходы мастеров к замеру Лопанем:


Мастер

Подход к замеру Лопанем

Краткая справка

Фрэнсис Леяу

Строго в точке 1 м от пола по центру двери, независимо от искажений

Малайзийский мастер, ученик Суй Бенга. Преемник школы Тан Ян Ву. Придерживается методики фиксации точки входа Ци как абсолютной, даже при искажениях.

Оксана Сахранова

Следует подходу Фрэнсиса Леяу

Преподаватель CAFS в России, представитель школы Сань Юань. Повторяет методику замера Леяу.

Джоуи Яп

Снаружи двери, 30−60 см отступ от полотна, во избежание искажений

Основатель Mastery Academy of Chinese Metaphysics. Ученик Яп Чен Хай. Активно адаптирует классику под современные условия.

Яп Чен Хай

При сильных искажениях: найти стабильный и повторяемый замер; при колебаниях — отойти от двери

Один из величайших гранд-мастеров XX века (Малайзия). Основатель международной школы YCHFS. Учитель Джоуи Япа. Акцентировал практическое применение фэншуй.

Рэймонд Ло

Рекомендует замер в проёме или в 1−1.5 м от двери

Мастер из Гонконга, признанный международный эксперт в фэншуй, Ба-цзы и И-Цзин. Приверженец логичного и наблюдательного подхода.

Джозеф Ю

Замер в проёме или в отдалении от двери

Канадский мастер, основатель Feng Shui Research Center. Ориентируется на повторяемость и соответствие событийности.

Ховард Чой

Замер в проёме или при открытой двери

Австралийский мастер, инженер по образованию. Объединяет школы Сань Хэ и Сань Юань. Пропагандирует практичность.

Лилиан Ту

Замер в проёме или в отдалении

Популяризатор фэншуй, автор десятков книг. Более коммерческий подход, однако поддерживает использование классики в современной адаптации.

Петра Коль-Эспозито

Многократные замеры в проёме, коррекция по реальной Ци

Немецкий сертифицированный мастер. Придерживается системной логики и анализа Ци.

Манфред Кубни

Главное — повторяемость и достоверность, не точка замера

Учёный и исследователь, автор переводов китайских классиков. Считает, что наблюдаемая Ци важнее, чем догма.

Дерек Уолтерс

За адаптацию классики под современность

Британский мастер и автор. Писал о необходимости гибкости в подходе.

Гуан Хай Хэм

Использует неформальный подход при искажениях

Мастер из Малайзии, консультант по Ци Мэнь и фэншуй. Работает с индивидуальными случаями, допускает цифровые методы.

Инна Волкова

Подтверждает, что замер по искажённой Ци — неверен; использует проём или цифровой замер

Мастер из Киева. Практик и преподаватель. Делает упор на событийную верификацию и цифровые технологии.

Владимир Захаров

Возможны разные подходы, но требуется уточнение

Мастер из Киева. Отдельных публикаций по методике замеров нет; данные в процессе уточнения.

*Подходы мастеров в таблице основаны на анализе их официальных публикаций, интервью, обучающих материалов и выступлений. При отсутствии прямых цитат из методических текстов подход описан на основе систематизации их обучающих курсов и практики сертифицированных учеников.
**Обновлено: май 2025. Некоторые сведения уточняются по мере появления новых источников.

Заключение

Точность замеров Лопанем — это не просто технический момент, а ключ к достоверному фэншуй-анализу. Современные реалии требуют гибкости и осознанности: металлические двери, магнитные искажения, нестабильность показаний — всё это ставит под сомнение жёсткие догмы, закреплённые в старых методиках.

Как показывает моя практика и опыт мастеров, ориентированных на реальную Ци, важно не слепо следовать одной «точке замера», а видеть общую картину:
  • как энергия действительно входит,
  • как она распределяется,
  • и как она подтверждается через событийность жильцов.

Фэншуй — это не про формальности, а про взаимодействие человека и пространства. И наша задача — услышать это взаимодействие, даже если оно требует отойти от теории ради практической истины.

Адаптация методов к современной среде — это не отход от классики, а продолжение её духа: искать настоящую Ци.
© Светлана Толмацкая, 2025. Все права защищены.
Данный текст является объектом авторского права.
Любое копирование, публикация, воспроизведение (полное или частичное), включая использование в электронных и печатных изданиях, возможно только с письменного разрешения автора.
Защита осуществляется в соответствии со статьями 1255, 1259, 1301 Гражданского кодекса РФ и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений.
Нарушение авторских прав влечёт гражданскую, административную и уголовную ответственность.